В этом году к традиционному для Тольятти театральному фестивалю «Премьера одной репетиции» театр «Дилижанс» добавил проект «Театральная бессонница»: серию театральных вечерних вечеринок с уникальной программой.
Текст: Денис Либстер
Фото: Олеся Ши
В этом году «Дилижансу» исполняется двадцать пять лет.
Сегодня театр Дилижанс направлен на «молодого» зрителя всех возрастов: на людей, которые считают себя молодыми и хотят учиться, как у произведений искусства, так и у жизни.
«Премьера одной репетиции» родилась девять лет назад, когда у театра не было ни финансирования, ни статуса - только команда актеров и режиссеров. Тогда и родилась идея провести фестиваль одноактных пьес, не потратив на спектакли ни рубля. Сделать их буквально из того, что уже есть.
Первые четыре года все показанные на фестивале эскизы попадали в репертуар. Потом фестивальных работ стало больше, и право попасть в репертуар получал только победитель.
Раньше фестиваль был необходимостью для театра. Сегодня – это возможность поэкспериментировать.
Когда сестра позвала меня в театр звукооператором, я учился в Жигулевском техникуме. Звуковиком в чистом виде я проработал полгода, потом Татьяна Удовиченко привлекла меня к работе на сцене, а после питерской школы Зиновия Карагодского я навсегда забыл про звук.
Театр – одно из редких искусств, которое всегда останется живым, базируясь на эффекте появления чего-то общего между зрителем и актером. Это искусство сиюминутно: никогда не получается повторить сделанное однажды.
Если нет отклика у зрителя - значит, что-то пошло не так. Когда сидишь в зале, эта реакция ощущается. Всегда важно понять, почему это произошло, и что-то доработать. В принципе, доработка – это постоянный процесс для театра.
Единственная технология, которая используется в театре – разделение на зал и на сцену. Ее нельзя отменить: всегда останется место, откуда смотрят, и место, куда смотрят. Все остальное можно менять, играя спектакли без света, костюмов и декораций.
Наши театральные традиции отличаются от европейских, и нам нужно сохранить свою идентичность. Выбор западного пути обречет нас на вечное копирование. Наш путь – психологизм, подаренный нам Станиславским.
Театр в представлении многих – это что-то скучное, приходя, зритель сразу же наталкивается на множество «нельзя»: нельзя шуметь, нельзя снимать, нельзя говорить. Сиди и смотри. Современный театр должен сломать этот стереотип. Зрителю должно быть свободно и интересно. Он не должен хотеть сидеть в телефоне. Сам должен дойти до понимания «нельзя».