Известный культуртрегер и художница открыли в Самаре галерею современного искусства «Дневник», в которой проходят выставки только тех медиумов, которые влияют на жизнь горожан здесь и сейчас, вплоть до мемов. Тандем фиксирует настоящее и вместе со зрителем - непосредственным участником каждой выставки - пытается осмыслить, что такое современность.
Текст: Люба Саранина
Фото: Константин Почтенный
Илья Саморуков:
Галерея - живой организм, которому были заданы первичные импульсы, но окончательный его вид еще определяется. Сегодня это новый формат для нашего города - однодневные выставки, которые длятся не более часа. Зачем нам оставлять висеть работы, которые все равно никто не увидит? Для этого мы просто делаем видео с открытий и выкладываем их в сеть. В наших выставках обязательно присутствуют элементы перфоманса, все они работают по принципу «было-стало». Грубо говоря, на любой из них должно что-то произойти. Любая выставка в «Дневнике» - это некая история, у которой есть начало и конец. На наших открытиях нет привычных банкетов и вступительных слов - мы приглашаем принять участие в спектакле. С событийной точки зрения у нас были уникальные для Самары выставки. Наша галерея позволяет становиться художником, через нее люди впервые выходят в публичное поле.
Татьяна Почтенная:
Нам интересно постоянное движение. Разбор архива – это процесс, создание мема – это создание объекта искусства внутри процесса выставки. Изначально мы не задумывались о таких вещах, но постепенно вышли именно на такой формат, который, опять же, сформировался в процессе нашей работы.
Илья Саморуков:
Нужно делать выставки, которых не было раньше: они должны либо отвечать на современный запрос, либо совершать челлендж. Идея «все вторично» обманчива: всегда можно сделать то, что не делал никто до тебя, по крайней мере, в Самаре. Та же выставка мемов создает мифологию о Самаре как о городе, где особенно интересуются этим явлением. Да, у публики в этом случае возникает первичный для современного искусства вопрос – искусство это или нет. Но по сути это уже не важно. Гораздо важнее, что мы показываем некий визуальный объект, который влияет на нашу жизнь. Это то, что нужно осмыслять и фиксировать, чтобы вывести из бесконечных цифровых потоков, замедлить и показать. За современностью сегодня не угнаться, но мы можем влиять на нее.
Татьяна Почтенная:
Мы не планировали делать выставок летом, но после звонка питерского поэта Павла Фрегатова смогли реализовать интерактивную акцию «Допиши меня» за несколько дней. Это история про нашу открытость, пластичность и мобильность, про то, что мы идем навстречу художникам, которым просто негде высказаться из-за существующих планов.
Илья Саморуков:
Именно так появилась сама идея галереи: ко мне постоянно обращались художники с просьбой сделать выставку, но в Самаре просто не было площадки, которая могла бы оперативно на это отреагировать. Можно сказать, мы заняли вакантное место. В «Дневнике» можно быстро сделать экспериментальную выставку без серьезных переговоров и нахмуренных бровей, и у этого места есть своя публика. Самарское поле совриска, несмотря на мнения скептиков, уже приобрело свои контуры с понятными агентами и теоретическими взглядами: Константин Зацепин топит за современную живопись, Сергей Баландин - за современное искусство в целом. У меня в этой ситуации товарищества-конкуренции другая установка. Если нет наезда, полемики вокруг искусства, то оно становится никому не интересным, в противном же случае - приобретает невероятные масштабы. Рэп-батлы, например, порождают огромное поле обсуждения вербального искусства, в котором участвуют миллионы - от школьников до политиков. О фильмах Михалкова не говорят столько, сколько о ругани двух людей, которые хорошо рифмуют. Нам бы хотелось, чтобы наши выставки тоже порождали полемику, которая, в свою очередь, порождает критику и критиков.
Татьяна Почтенная:
В процессе такого обсуждения мы поняли, что не можем быть категоричны в своих изначальных заявлениях, в частности, о том, что в «Дневнике» не будет выставляться живопись. Зачем просить кого-то танцевать один и тот же танец, но без одной ноги? Я считаю, что важна идея, а способ ее воплощения в жизнь художником может быть любым. На данном этапе мы говорим о том, что у нас будут выставки картин, но только если это будет интересный проект. Чего вы точно не увидите в «Дневнике», так это выставку классической живописи. Если это и будут волжские пейзажи, написанные маслом, то мы перевернем их или повесим на потолок и разбросаем на полу.