Лайфстайл
Людмила Савченко
Директор Литературного музея

Директор Литературного музея уже семь лет руководит командой энтузиастов, которая постоянно ищет новые форматы общения с аудиторией – лояльной и совершенно незнакомой с музейным досугом. Одной из форм такого взаимодействия стал «Волга Бук Фест» — большая литературная площадка, ставшая едва ли не самой популярной зоной прошедшего «ВолгаФеста», благодаря харизме Василия Уриевского, маркету с комиксами и привозными науч-поп изданиями и мастер-классами, на которых рождались картонный Маяковский и Чехов.

текст: Люба Саранина


С самого начала работы в музее моя позиция неизменна: я считаю, что сюда ходят не за информацией, а за атмосферой и событийностью. Причины посещения у всех разные, но любая аудитория ждет погружения в определенную атмосферу: летом к нам приходит много туристов, чтобы узнать что-то новое о городе, в который они приезжают, а для семейной аудитории важен совместный досуг с ребенком.

Сегодня у людей абсолютно другое восприятие реальности: они четко фиксируют окружающие факты сразу на нескольких уровнях. Мы можем сделать прекрасную выставку, наполнить ее экспонатами, написать длинные тексты, но человека ничем не заинтересуем. Возможно, он даже добросовестно прочитает все тексты, но в его голове ничего не останется. Мы должны создать определенное поле для того, чтобы человек эту информацию считал – на визуальном и эмоциональном уровне. Мы постоянно ищем новые формы работы с литературой, рассказываем о новых самарских писателях и поэтах, показываем интеллектуальное кино.

Раньше считалось, что для музея важно показать уникальный экспонат, было время, когда к Джоконде стояли очереди только потому, что она вообще есть. Да, наверное, к Джоконде всегда будет рваться толпа, но у нас тоже есть интересные артефакты, просто вокруг них нужно создать правильное эмоциональное поле, чтобы погрузить зрителя в происходящее. Как пример – выставка «Приключения с Буратино», когда посетители оказываются внутри книги и идут по пути приключений вместе с героями.

Сейчас другая визуальная культура: чтобы зритель понял, что до него пытаются донести, мы должны думать о способах трансляции. Дело здесь не в интерактиве как таковом, когда все экспонаты можно повертеть, но никто не понимает, зачем это нужно. Музейное интерактивное пространство предполагает, что человек понимает, зачем он сюда пришел и что ему хотят сказать. Взаимодействие происходит, только если он считывает послание, а для этого необязательно что-то трогать. Так, на выставке «Жили-были Царь с царицей» гости не только узнают, как Алексей Толстой и другие авторы создавали свои сказки, но и учатся писать свои собственные.

У музея, к сожалению, нет больших ресурсов - ни человеческих, ни финансовых - для того, чтобы все время создавать новые формы взаимодействия с публикой. Но мы живем в век технологий, и сам музей, откликаясь на последние тенденции, тоже становится технологичным. Когда мы начинаем работу над новым событием, мы понимаем его механику, по каким законам оно должно развивается. Наша уникальность в том, что мы вводим в этот процесс свой контекст: все наши идеи базируются на музейных экспонатах, истории Горького, Толстого и людях, которые здесь работают. Перед нами не стоит задачи всякий раз создавать что-то принципиально отличительное, важнее найти новую идею, контекст, который привлечет внимание. Это похоже на детскую деревянную пирамиду, в которой есть много колечек, но нет стержня. И пока ты не найдешь этот стержень, пирамида не сложится.
Успех площадки музея на «ВолгаФесте» стал возможен лишь благодаря опыту сотрудников и заложенному содержанию.

При планировании программы мы задавались вопросом: «Что должны получить люди от Литературного музея, чтобы это было интересно, а содержание программы само подталкивало людей к позитивной оценке всех активностей и последующему визиту в музей». Люди приходили к нам не просто на мастер-классы: они создавали целый город из литературных героев, ждали выступления «Уместного театра» и Василия Уриевского.

С одной стороны, фестиваль для нас – очень хорошая маркетинговая площадка. С другой, опыт создания продукта для разной аудитории – это гораздо сложнее, но мы пробуем, стараемся понять, что цепляет горожан.

В основном наша работа держится на энтузиазме. Финансирование есть, но оно недостаточно для тех профессионалов, которые здесь работают. Часто мы делаем проекты не благодаря, а вопреки, но мы осознаем свою миссию и хотим, чтобы Литмузей был значим для города.

Принято считать, что музеи должны работать бесплатно, но никто не возмущается дорогим билетам в кинотеатрах. Изначально мы всегда вкладываем в любое событие наши деньги, опыт, эмоции и не всегда возвращаем это сполна. Порой хотим сэкономить, но понимаем, что без определенных вложений праздник не получится. А ради чего тогда к нам придут люди?

Дата публикации: 13 марта, 2019