Профессор, директор Института инновационного развития, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий СамГМУ, руководит командой, создающей уникальные разработки в сфере IT–медицины: система планирования и контроля операций «Автоплан», в которой используется сочетание технологий 3D-визуализации и дополненной реальности в подготовке и проведении операций, претендует на мировое первенство.
Текст: Денис Либстер
Фото: Олеся Ши
Интерес к науке у меня появился примерно на третьем курсе, а на четвертом меня отобрали в состав группы научно-педагогического резерва университета, в которую отбирали лучших студентов. Будущим ученым и преподавателям создавали идеальные условия для развития.
К концу шестого курса у меня на 80% была готова кандидатская диссертация, которую я защитил на втором году клинической ординатуры, став в двадцать четыре года кандидатом медицинских наук. Еще через четыре года мне покорился следующий этап научной карьеры: в 28 лет я стал доктором наук в медицинских специальностях, одним из самых молодых в стране.
Большую роль в моей жизни сыграл известный хирург профессор Георгий Львович Ратнер, на кафедре которого я занимался в научном студенческом кружке и проходил клиническую ординатуру, а своими учителями по жизни и в науке я считаю профессоров Валентину Дмитриевну Иванову и Ларису Теодоровну Волову.
Одним из переломных моментов в моей жизни было решение сконцентрироваться на научной и инновационной деятельности. Мне всегда нравилось изобретать и организовывать процессы, поэтому я перешел с клинической кафедры на теоретическую. К тому же моя докторская была сделана в стиле «разработать и внедрить»: наша команда создала новые антимикробные растворы, мази и раневые повязки, получив синергетический эффект от комбинации нескольких готовых недорогих субстанций. Получились недорогие препараты с высокой эффективностью, одна из государственных аптек Самары организовала производство, заказы поступали со всей России.
Еще один значимый эпизод — участие в конкурсе «Молодой организатор в науке и образовании» Министерства образования науки РФ, на котором я представил инновационный проект, реализованный в рамках докторской диссертации, и занял второе место из пятидесяти финалистов со всей страны. Это была прекрасная теоретическая подготовка и сейчас мы используем этот опыт в преподавании курса по инновациям на нашей кафедре, объединяя студентов в команды и предлагая разработать инновационный проект: предложить идею, «упаковать» проект, составить бизнес-план и убедить «виртуальных» инвесторов выделить средства на проект. Самые интересные проекты мы отбираем и потом доводим до реального финансирования, а инициаторы-студенты получают финансовое вознаграждение. С молодыми очень приятно работать: они еще не скованы догмами и схватывают новые тренды на лету.
В 2006 году меня назначили на должность заместителя проректора по научной и инновационной работе, и мы начали создавать в вузе инновационную инфраструктуру: организовали уникальные центры, лаборатории и технопарк, сформировали компетентные команды.
За последние три года мы сделали серьезный рывок в научной и инновационной сфере. Это выражается не только в фундаментальных исследованиях, подтвержденных статьями, патентами и защищенными диссертациями. Мы создаем уникальные продукты, которые реально применяются в лечении, диагностике и профилактике заболеваний. Один из последних – нейротренажер для реабилитации пациентов после инсульта. Человек надевает очки виртуальной реальности, а разработанная нами программа буквально «ставит на ноги»: пациент видит себя в вертикальном положении, «ходит». Так мы «обманываем» мозг с помощью виртуальной реальности и пневмостимуляторов на подошвах, которые имитируют ходьбу. У этой разработки сегодня нет аналогов, а исследования доказали, что занятия на нейротренажере в два раза ускоряют процесс реабилитации пациентов.
Сегодняшние технологические тренды - это виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и нейрокомпьютерные интерфейсы, системы поддержки принятия решений. Несколько лет назад мы сфокусировались на этих направлениях и спрогнозировали вектор развития мировой науки, что дало нам возможность стать одними из лидеров в стране в этой отрасли. Созданные нашей командой технологии начали получать применение не только в медицине, но и в машиностроении, нефтедобывающей промышленности и в «оборонке».
Моя цель-мечта – сформировать на базе СамГМУ аналога Силиконовой долины. Может быть, это звучит громко, но многое уже сделано. Мы создали кластер, в котором наш университет играет роль ядра, вокруг которого работает шестьдесят пять предприятий: вузы, производственные предприятия и it-компании. Мы проявляем активность на рынке венчурного финансирования, создавая стартапы, и я уверенно могу говорить: у нас получилось сформировать одну из точек роста российской экономики.
Я считаю, что прорывные разработки создаются на стыке специальностей, поэтому наши врачи работают в тесной связке с it-специалистами, инженерами, специалистами в области микроэлектроники и другими. А вот небольшое отставание в науке по ряду направлений, пожалуй, есть. И главная проблема заключается не в отсутствии у нас специалистов и идей, а в скорости их внедрения. Сегодня время течет иначе: каждый год отставания может превратиться в пять или десять лет, поэтому, если постоянно не наращивать точки компетенций, можно отстать совсем серьезно. Нужно строить поднимать точное машиностроение и станкостроение, использовать информационные и биотехнологии, перенимать опыт у лидеров отраслей, создавать условия для роста и развития сотрудников.
Чтобы обеспечить нашу сферу молодыми специалистами, мы создали в СамГМУ первую в стране кафедру «IT-медицина», чтобы совместно с МГТУ имени Баумана и ПГУТИ готовить кадры для новой отрасли экономики региона. Это очень важный шаг: теперь у нас есть и центр подготовки специалистов, и центр, в котором их талант найдет применение, и клиники, куда мы внедряем созданные ими разработки. Мы не покупаем технологии, а создаем. В настоящий момент фокус подготовки кадров под наши нужды мы переносим уже и на школьное образование.
Я всегда верил и верю в нужность и перспективность того, чем занимаюсь. Это важно – делать то, что ты любишь. Проблемы? Для меня это скорее вызов. Я уверен, что мы идем в правильном направлении. Конечно, какие-то вопросы нужно решать быстрее, потому что с каждой секундой промедления мы отстаем на день и нам жизненно необходим качественный и количественный рывок, чтобы по каким-то направлениям быть мировыми лидерами. Давайте будем оптимистами, будем верить в лучшее и, что самое главное, начнем делать что-то для этого, причем начиная с сегодняшнего дня.